«У нас основной стиль — “каша”, называемая модным словом “фьюжн”»

Может ли проектирование и строительство собственного дома привести к профессиональным занятиям архитектурой? Нечасто, но случается. Вячеслав Хомутов прошел этот путь, и теперь он входит в число ведущих дизайнеров и архитекторов Петербурга. Его интерьеры и другие проекты привлекают внимание профессионалов и прессы.

Живопись — дом — архитектура

 

Если у человека есть ген творчества, ничем другим он заниматься не сможет. Это может быть любой креатив, но обязательно создание нового. Мне повезло, что я попал на факультет промышленного дизайна. Там было больше свободы творчества. Мы видели, что происходит на Западе, — на чем-то надо было учиться. В Советском Союзе не делалось почти ничего. Точки, конечно, были: трактор «Кировец», трамваи и урны Иосифа Вакса, основателя ленинградской школы дизайна. Но на большую страну этого было так мало и настолько не для всех…

Потом я преподавал рисунок в Мухинском, много занимался живописью, ездил с выставками за границу. В те времена не член Союза художников получить мастерскую не мог. Я же хотел совместить комфортабельное жилье и место для работы. В городе ничего найти не удалось. Я на все плюнул и начал строить дом, не имея опыта и понимания того, как это должно быть. Это была авантюра — выпекая «первый блин», я сделал, наверное, все ошибки, которые можно было сделать, — но она имела далеко идущие последствия. Сейчас я бы построил все иначе. Процесс мне понравился, я стал заниматься архитектурой и дизайном интерьеров профессионально.

Город и пригород

Сложно сравнивать городскую и загородную застройку: различия в масштабах, стилистике. Городская архитектура должна быть контекстной, необходимо учитывать среду. К тому же в городе требования инвестора всегда более жесткие: как можно больше квадратных метров на площадь застройки. Сейчас в многоэтажной застройке большинство квартир — однокомнатные и двухкомнатные. Еще городской регламент выламывает руки. Совместное давление алчности и непроходимых норм не может привести ни к чему хорошему. Я люблю просторные городские лофты, делал выставочный проект для Недели декора, но у нас очень мало людей, которым подошла бы такая квартира. Довольно молодой (25–45 лет), одинокий, любящий приглашать гостей, устраивать вечеринки. К сожалению, архитектура и дизайн зависят от экономики, творчество — вторично. Общественное мнение вносит свою лепту. Не могу слышать выражение «петербургский стиль». Например, «Толстой-сквер» — непонятные штучки, дрючки, фонарики и в результате ужасное общее впечатление.

С загородными домами, резиденциями ситуация проще, экономика отступает на второй план. Для каждой семьи пишется свой сценарий жизни и строится соответствующее пространство, переходящее в архитектуру. Мне больше всего нравится, когда человек хочет что-нибудь необычное, свое. Я неохотно берусь за традиционные проекты. Загородный дом — это ландшафт, когда дом начинает правильно зарастать, образ меняется. Не говоря уж о том, что за зеленью можно спрятать все недостатки проекта. (Смеется.) Дом должен правильно стареть, врастать в окружение.

Конечно, если говорить о поселках эконом-класса, все городские проблемы появляются и за городом. Наш потребитель не избалован хорошей архитектурой, качественным жильем. Для многих основной ориентир — цена. Эстетика пока стоит на последнем месте. За хорошую архитектуру в массовой застройке у нас не платят. То, что существует сейчас в массовом загородном домостроении, — это глобальное торжество безвкусицы. И что вырастет на этой почве, сказать трудно. Можно привести в пример развитие общественных интерьеров. Мне казалось, что, когда пройдет увлечение псевдогламуром с большим количеством муранского стекла, зеркалами с фацетом, бархатом, плюшем, на смену придет креативный авторский стиль. Так и происходит во всем мире, но у нас свой путь, и основной стиль сейчас — «каша», называемая модным словом «фьюжн».

Беда и в разделении профессии на архитекторов, дизайнеров интерьеров, декораторов. Иногда получается, что правая рука не знает, что делает левая, а это не идет на пользу уровню конечного продукта — Дома.

Мне нравится делать все, включая мебель, декорирование. Тогда действительно получается цельное впечатление. Проблема еще и в том, что образовательный уровень людей, на которых мы работаем, очень разный. Иногда культурный разрыв такой, что не позволяет довести работу до конца. Если человек любит котиков, он не повесит, скажем, Михнова-Войтенко, Глеба Богомолова или Валеру Шабловского, он повесит котиков или в лучшем случае пейзаж с часовенкой.